Обучение детей с ОВЗ

 

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.

Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).

Адаптированная программа разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.

    Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

В школе – 80 обучающихся, из них 3 ребенка с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с ОУ (легкой) в 3 и 4 классах. Все обучаются в общеобразовательных классах в режиме инклюзии. Детей –инвалидов нет.

Специалисты сопровождения.

Специалист Образование
Педагог –психологСекисова Елизавета Витальевна Среднее профессиональное
Социальный педагогКороткова Екатерина Геннадьевна Среднее профессиональное

Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.

Педагог-психолог, социальный педагог работают в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.

Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за учащимися начальной школы, детьми с ОВЗ. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий. Организация и проведение коррекционных  занятий осуществляются исходя из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся. Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю.

Доступ в здания МКОУ «Шастовская СОШ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  – крыльцо оборудовано пандусом;- входная лестница оборудована перилами; – установлен звонок вызова дежурного по школе рядом с входной дверью на высоте 70 см.
Гардероб, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Гардероб размещается на первом этаже, оснащен вешалками для одежды и обуви
Лаборантские при кабинетах химии, биологии, физики,   ОБЖ – не оборудованы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебные кабинеты Обучающиеся первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях на первом этаже школы. Для  обучающихся второй и третьей ступеней образовательный процесс организован по классно-кабинетной системе. Кабинеты начальных классов, физики, химии и мастерские оборудованы подачей воды.Не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ
Учебные мастерские кабинет обслуживающего труда, мастерская. Не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ
Спортивный зал Спортивный зал, площадью 160  м2 ,расположен на первом этаже. Имеются раздевальные комнаты для мальчиков и девочек, комната для учителей физической культуры. Выделены помещения под туалеты для мальчиков и девочек. Для детей с ОВЗ и инвалидов не оборудован.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Столовая На 72 посадочных места.
Организация питания Горячий обед после 3-го урока для обучающиеся 1-11 классов, для обучающихся с ОВЗ организовано 2-разовое питание
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Организовано оказание первичной медико-санитарной помощи. Заключен договор о медицинском обслуживании с ГБУ «Варгашинская ЦРБ». Определена оптимальная учебная и внеурочная нагрузка в соответствии с САН пин, определен режим учебных занятий и продолжительность каникул.Организуются и создаются условия для профилактики заболеваний. Обучающиеся и работники образовательного учреждения своевременно проходят медицинские осмотры.
Библиотека В Учреждении есть библиотека, расположенная на втором этаже.   Медиатека находится при кабинете информатики.
Кабинетов информатики На 6 рабочих мест. Имеется выход в Интернет, к которому обеспечен доступ обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидов.
Кабинет педагога-психолога 1

Техническое обеспечение ОУ

Компьютеров 11 Принтеров 3
Ноутбуков 4 Сканеров 2
Проекторов 3 Экранов 2

 

Число обучающихся на 1 компьютер 7
Кабинетов с мультимедийным оборудованием 1
Локальных сетей (количество компьютеров) 1(5)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ проводной Интернет, Wi-fi
Выходов в Интернет (скорость подключения к сети Интернет) 1 (128 Кбит/с)
Компьютеров с доступом в Интернет 9
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗОбщежитие, интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуютотсутствует

 Цифровые образовательные ресурсы к которым осуществляется допуск обучающихся в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ

 Список цифровых образовательных ресурсов

Приложения


Положение об обучении детей с ОВЗ

Из учебного плана школы на 2017-2018 учебный год

Программа коррекционной работы НОО

Программа коррекционной работы с обучающимися ООО

Характеристика на обучающегося, уведомление (шаблоны)

Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Рабочие программы

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Литературное чтение. 1-4 классы.

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Математика. 1-4 классы.

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Окружающий мир. 1-4 классы.

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Русский язык. 1-4 классы.

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Технология (труд). 1-4 классы