Обучение детей с ОВЗ
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.
Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
- Приказ МЗ РФ № 436н от 30 июня 2016 г. «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ МОН РФ №1598 от 19.12.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо МОН РФ № ВК1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо МОН РФ № ВК2101/07 от 31.08.2015 «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении»
- Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ
- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого–медико–педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения»
- Информационное письмо об учебниках и методических пособиях для обучающихся с ОВЗ
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона).
Адаптированная программа разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
В школе – 80 обучающихся, из них 3 ребенка с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с ОУ (легкой) в 3 и 4 классах. Все обучаются в общеобразовательных классах в режиме инклюзии. Детей –инвалидов нет.
Специалисты сопровождения.
Специалист | Образование |
Педагог –психологСекисова Елизавета Витальевна | Среднее профессиональное |
Социальный педагогКороткова Екатерина Геннадьевна | Среднее профессиональное |
Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.
Педагог-психолог, социальный педагог работают в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.
Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за учащимися начальной школы, детьми с ОВЗ. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий. Организация и проведение коррекционных занятий осуществляются исходя из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся. Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Доступ в здания МКОУ «Шастовская СОШ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | – крыльцо оборудовано пандусом;- входная лестница оборудована перилами; – установлен звонок вызова дежурного по школе рядом с входной дверью на высоте 70 см. |
Гардероб, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Гардероб размещается на первом этаже, оснащен вешалками для одежды и обуви |
Лаборантские | при кабинетах химии, биологии, физики, ОБЖ – не оборудованы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Учебные кабинеты | Обучающиеся первой ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях на первом этаже школы. Для обучающихся второй и третьей ступеней образовательный процесс организован по классно-кабинетной системе. Кабинеты начальных классов, физики, химии и мастерские оборудованы подачей воды.Не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Учебные мастерские | кабинет обслуживающего труда, мастерская. Не оборудованы для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Спортивный зал | Спортивный зал, площадью 160 м2 ,расположен на первом этаже. Имеются раздевальные комнаты для мальчиков и девочек, комната для учителей физической культуры. Выделены помещения под туалеты для мальчиков и девочек. Для детей с ОВЗ и инвалидов не оборудован. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Столовая | На 72 посадочных места. |
Организация питания | Горячий обед после 3-го урока для обучающиеся 1-11 классов, для обучающихся с ОВЗ организовано 2-разовое питание |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Организовано оказание первичной медико-санитарной помощи. Заключен договор о медицинском обслуживании с ГБУ «Варгашинская ЦРБ». Определена оптимальная учебная и внеурочная нагрузка в соответствии с САН пин, определен режим учебных занятий и продолжительность каникул.Организуются и создаются условия для профилактики заболеваний. Обучающиеся и работники образовательного учреждения своевременно проходят медицинские осмотры. |
Библиотека | В Учреждении есть библиотека, расположенная на втором этаже. Медиатека находится при кабинете информатики. |
Кабинетов информатики | На 6 рабочих мест. Имеется выход в Интернет, к которому обеспечен доступ обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ и инвалидов. |
Кабинет педагога-психолога | 1 |
Техническое обеспечение ОУ
Компьютеров | 11 | Принтеров | 3 |
Ноутбуков | 4 | Сканеров | 2 |
Проекторов | 3 | Экранов | 2 |
Число обучающихся на 1 компьютер | 7 |
Кабинетов с мультимедийным оборудованием | 1 |
Локальных сетей (количество компьютеров) | 1(5) |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | проводной Интернет, Wi-fi |
Выходов в Интернет (скорость подключения к сети Интернет) | 1 (128 Кбит/с) |
Компьютеров с доступом в Интернет | 9 |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗОбщежитие, интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ | отсутствуютотсутствует |
Цифровые образовательные ресурсы к которым осуществляется допуск обучающихся в том числе приспособленные для использования лицами с ОВЗ
Список цифровых образовательных ресурсов
Приложения
Положение об обучении детей с ОВЗ
Из учебного плана школы на 2017-2018 учебный год
Программа коррекционной работы НОО
Программа коррекционной работы с обучающимися ООО
Характеристика на обучающегося, уведомление (шаблоны)
Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Рабочие программы
Рабочая программа для детей с ОВЗ. Литературное чтение. 1-4 классы.
Рабочая программа для детей с ОВЗ. Математика. 1-4 классы.
Рабочая программа для детей с ОВЗ. Окружающий мир. 1-4 классы.
Рабочая программа для детей с ОВЗ. Русский язык. 1-4 классы.
Рабочая программа для детей с ОВЗ. Технология (труд). 1-4 классы